академия или университет? Чем отличается академия от университета
Бытует мнение, что престиж диплома напрямую зависит от статуса университета. Чем солиднее учебное заведение, тем качественнее образование и более востребован диплом. Что выше — академия или университет? Это вопрос задают многие при выборе учебного заведения. Ведь большинство стремится попасть в самые престижные вузы страны.
Итак, давайте определимся, что между ними общего и какие ключевые отличия можно выделить. Тогда определить, что выше — академия или университет, не составит никакого труда.
Высшее образование в любом случае
И академия, и университет, и институт – это высшие учебные заведения (сокращенно вузы). А вуз, в свою очередь, — место, где получают высшее образование по интересующей профессии. В России вузы бывают двух типов: государственные и частные. Некоторые из них могут иметь свои представительства и филиалы в других населенных пунктах или даже в других странах.
Каждое из высших учебных заведений (и академия, и университет, и институт) имеет собственный устав, который и позволяет ему стать автономным субъектом правоотношений. Кроме того, каждый вуз, чтобы стать таковым, должен пройти аккредитацию вне зависимости от его статуса. Только в таком случае заведение имеет право на выдачу дипломов об его окончании выпускникам.
Обучение во всех вузах может быть следующим: очным (дневным), вечерним и заочным. Кроме того, в некоторых вузах страны стали появляться отделения с аудиторным и дистанционным обучением. Сроки обучения — от трех до шести лет.
Погоня за статусом
Итак, это общие признаки, которые позволяют учебному заведению именоваться вузом. Но в чем же отличия? Как понять, что выше — академия или университет?
Ведь огромное разнообразие учебных заведений заставляет сомневаться тысячи абитуриентов. И все-таки мнение о том, что статус вуза влияет на качество и престиж диплома – ошибочно. Статус учебного заведения влияет только на то, сколько специальностей в различных отраслях и направлениях в нем можно освоить.
Что касается отличий, то здесь прежде всего необходимо разобраться, что же такое университет и академия. Разница между ними станет понятна только в таком случае.
Университет
Государственным заведением университет стал в Австрии и во Франции. В России эта идея также была одобрена. Само слово «университет» происходит от слова «универсальный». Что само собой подразумевает всеобъемлющий, всеохватывающий. То есть, это учебное заведение охватывает широкий круг специальностей.
По научному определению, университет представляет собой высшее учебное заведение, которое проводит обучение в двух областях: первое высшее профессиональное образование и второе, т. е. образование, которое есть возможность получить после окончания высшего учебного заведения. Программа обучения в университетах объединяет большой спектр направлений подготовки.
Кроме того, в университетах осуществляется переподготовка специалистов с уже имеющимся высшим образованием или повышение квалификации работников.
В университете могут быть и технические, и гуманитарные факультеты. Так, один университет может выпускать и химиков, и юристов, и музыкантов одновременно. Университеты имеют право выпускать старших и младших специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов.
Академия
Согласно легенде, слово «академия» появилось еще во времена Платона. По научному определению, академия представляет собой высшее учебное заведение, которое, как и университет, проводит обучение в областях первого высшего профессионального образования и послевузовского. Первая школа, которую открыл философ, находилась в прекрасной роще, посвященной греческому богу Академу. Платон решил также назвать свое учебное заведение именем этого бога — академия.
Тогда чем отличается академия от университета? Тем, что в академии готовят специалистов в одной отрасли искусства или науки. Как правило, отрасль подготовки четко отражена в самом названии учебного заведения (например, Российская академия художеств или Московская академия экономики и права).
Однако вне зависимости от того, частной или государственной является академия, в ней все же могут быть и другие сферы подготовки специалистов, отличающиеся от отрасли, прямо указанной в названии. Так, во многих российских академиях можно увидеть и юридические, и экономические, и научные факультеты под крылом одного учебного заведения. Бывает, что при академиях существуют университеты. Например, Академический университет при Академии наук в Санкт-Петербурге.
Что говорит закон
Как известно, в России существует три формы высшего учебного заведения: университет, институт, академия. Разница между ними прямо прописана в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Часть 9 главы II содержит ряд требований, которым учебное заведение должно соответствовать, чтобы получить статус академии, университета или института. Для этого регулярно проводится специальная оценка. Следовательно, любое российское учебное заведение, имеющее сегодня статус университета, института или академии, может его поменять. Так, например, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел, который до июня 1998 года был Академией МВД.
Стоит обратить внимание, что одним из требований для образовательного учреждения, претендующего на статус университета, является наличие программ обучения по семи большим группам различных направлений (специальностей). Такого критерия для академий и институтов нет. Если в учебном заведении проводится обучение менее чем по семи специальностям, то статус университета ему не получить. Следовательно, прямо из закона вытекает, что именно университет имеет самый высокий статус. Университет выше, чем академия или институт.
Что выберете вы
Но это вовсе не означает, что обучение в академии или институте будет хуже, а диплом менее престижным. Ведь главное в образовании — это уровень знаний, который получают студенты, а никак не форма или статус учебного заведения.
Решите для себя сами, что лучше — быть частью ста тысяч студентов самого престижного университета страны, в котором вашей специальности отведено всего 2-3% преподавателей, или учиться в небольшой академии, в которой 90% педагогов — специалисты в вашей области? Ответ напрашивается сам.
Поэтому на вопрос о том, что выше — академия или университет, можно смело отвечать, что разницы в качестве образования или престижности диплома между ними не существует. Выпускникам российских вузов не стоит волноваться за статус своего учебного заведения. Несмотря на то что по законодательству самый высокий ранг занимает университет, никаких льгот для его выпускников не предусмотрено. Работодателю все равно, где вы обучались — в академии, университете или институте. Ему важен уровень ваших знаний. А статус… Это всего лишь статус.
fb.ru
Структура вузов: что такое факультет, деканат, кафедра
Абитуриентам | Максим Смирнов | 18247Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.
Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.
Структура вуза
Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.
Факультет
Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:
• Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;
• Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;
• Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.
Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:
• Научная – изучение различных дисциплин;
• Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;
• Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;
• Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.
Кафедра
Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.
• Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;
• Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;
• Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.
Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.
Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, факультет философии, экономики, информационных систем
Деканат
Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.
Основные задачи деканата:
• Совместная работа с приемной комиссией;
• Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;
• Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;
• Контроль за успеваемостью студентов;
• Ведение всех необходимых документов и другие.
Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.
Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.
Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.
11klassniki.ru
Что такое кафедра в университете, на каком уровне она связана со студентом
Выпускник, покинув школьные стены, сталкивается с огромным количеством информации, которая определяет множественные вопросы.
Так в поиске потенциального места учебы он не может разобраться в отличиях кафедр и факультетов, а значит и сориентироваться с местом приобретения будущей профессии.
Поступив в ВУЗ, он начинает гадать, к кому следует обратиться — декану или руководителю кафедры: если у тебя появились проблемы в учебе, если ты затрудняешься с выбором темы курсовой работы, если есть место, где готовы тебя принять на практику.
Обо всем этом мы более подробно поговорим далее.
Кто кем в ВУЗе управляет
Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.
Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться
Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.
Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).
Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.
Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.
Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.
Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.
Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.
Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.
Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.
У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.
Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.
В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.
Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..
У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.
Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:
- библиотека;
- лаборатории;
- отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
- издательский отдел;
- научно-методический отдел;
- бухгалтерия
Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).
Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.
Кафедра ВУЗа
Как уже было сказано ранее, понятие кафедра — гораздо уже понятия факультета.
Разберем на конкретном примере.
В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.
Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.
Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.
Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.
К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.
Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией
Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.
Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.
Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.
Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.
Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.
Что главнее: кафедра или факультет
Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?
Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.
В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.
В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.
На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.
Диплом и армейская служба
Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.
В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра
На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.
Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично — кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.
Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.
Отличительной особенностью будет то, что вы изучите строевую подготовку, познакомитесь наглядно с разными видами боевого оружия.
Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).
Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.
Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.
Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.
В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
vyuchit.work
Академия, институт, университет – в чем разница?
Вы, наверное, не раз задавались вопросом, почему одни вузы называются университетами, другие – академиями, а третьи – институтами? Какой смысл скрывается за этими названиями. И отличаются ли эти заведения по статусу и качеству полученных знаний?
Некоторые отличия, конечно, есть, и многие думают, что от названия учебного заведения зависит престижность диплома, который это заведение выдает по окончании учебы. Но это не совсем так. От названия зависит в основном то, какое количество различных специальностей в разных отраслях может предложить учебное заведение своим абитуриентам.
Например, университеты готовят специалистов по очень широкому спектру специальностей: от гуманитарных до технических. Студенты, которые ходят в один и тот же университет, могут получать абсолютно разные специализации, например: журналист, физик, учитель физкультуры. Статус «университет» считается самым высоким среди высших учебных заведений.
Чуть ниже идут академии. Но это не значит, что образование здесь будет хуже по качеству, а диплом не таким престижным. Просто академии отличаются от университетов: они готовят специалистов в какой-то одной области науки или искусства, которая обычно отражена в названии (например, Уральская архитектурно-художественная академия).
Еще на ступень ниже идут институты. Обучение в них ведется, как правило, по какой-то одной специальности.
Бывает, что у вуза меняется его статус: например из института вуз превращается в университет, или наоборот, университет в академию, но название при этом остается тем же (приписка о новом статусе дается в скобках). Чаще всего так делают известные вузы, чтобы не потерять абитуриентов: ведь люди стараются попасть в тот вуз, о котором все знают и часто и много говорят.
Выпускникам Российских вузов не стоит беспокоиться о статусе своего учебного заведения. Несмотря на то, что среди всех высших учебных заведений самыми высокими по рангу считаются университеты, никаких льгот для выпускников этих вузов не предусмотрено по закону. Не важно, какой вуз вы закончили, в лице работодателя вы, по сути, равны. Главное – это то, что вы получили высшее образование, а статус…Это всего лишь статус.
Екатерина Каргаполова
Мне нравится
20
www.uralstudent.ru
Чем отличается академия от института и университета
Пропаганда пользы высшего образования привела к тому, что 90% выпускников после окончания школы поступают в ВУЗы. Иллюзия гарантированного успеха в жизни после получения диплома заставляет подростков усиленно грызть гранит науки. Каждый выбирает учебное заведение по душе или по возможностям, чаще всего материальным. В настоящий момент можно выделить три вида учебных заведений: университет, академия и институт. Сложно разобраться сразу, в чем различия между ними, так как все они выполняют одну основную функцию.
В чем особенности университета?
Университет – самое престижное учебное заведение в иерархической лестнице. Статус «университет» может заслужить только самое масштабное заведение высшего профессионального образования. Под своей крышей университет объединяет огромное количество самых разных направлений и специальностей. Университетское образование очень высоко оценивается работодателями.
Под сводами университетов может объединяться большое количество факультетов. Их еще часто называют «институтами» (например, «институт прикладной математики»). По видам университеты подразделяются на федеральные, региональные, национальные; государственные и частные.
В России также выделяются университеты особого статуса: СПбГУ и МГУ.
На базе университетов сразу после получения диплома у выпускников есть возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью без получения дополнительного образования (магистратуры). Также университеты отличаются процентным соотношением профессорско-преподавательского состава: более 60 процентов преподавателей должны иметь ученые степени не ниже кандидата наук.
Как правило, университет представляет собой сеть зданий в рамках одного географического объекта (города), одно из которых является центральным (главным). По остальным распределены факультеты так, чтобы студентам было удобнее посещать занятия без смены помещения в течение дня. Количество обучающихся в университетах составляет от нескольких тысяч до десятков тысяч в зависимости от масштабов университета (с учетом обучения студентов заочной формы обучения).
В качестве примера можно рассмотреть Приволжский Федеральный Университет. В 2012 году в нем обучалось около 37 тысяч студентов. К(П)ФУ имеет большое количество зданий, расположенных территориально преимущественно в центре города Казань, также имеет несколько филиалов в других городах Татарстана.
Что такое академия?
Академия — высшее учебное заведение, которое занимается подготовкой специалистов преимущественно в одном направлении науки. Академии по численности студентов заметно уступают университетам, так как обычно выпускают до несколько тысяч специалистов в год. Связано это, конечно же, с узкой направленностью подготовки. Академии могут заниматься также переподготовкой специалистов, повышением квалификации специалистов. Для выпускников академий не требуется получения дополнительного образования для занятий научной деятельностью. В рамках академии обязательно ведется научная работа.
Требования к профессорско-преподавательскому составу – не менее 40% сотрудников должны иметь ученые степени. Например, Российская Академия Правосудия (ныне Российский Государственный Университет Правосудия) готовил специалистов судебной система по специальности «юриспруденция». В 2014 году казанский филиал академии выпустил около 2 тысяч выпускников.
Как правило, академии могут иметь филиалы в других городах, при этом ввиду небольшой численности студентов располагаются в одном здании.
Что такое институт?
Институт – образовательное учреждение высшего профессионального образования, подготавливающего специалистов какой-то определенной специальности. Требования к профессорско-преподавательскому составу минимальные. Выпускники институтов не имеют права заниматься научной деятельностью без получения дополнительного образования. На базе институтов не ведется научная деятельность. Как правило, институты лишены возможности переподготовки специалистов и повышения их квалификации.
В пример можно привести Казанский Юридический Институт. Он ежегодно подготавливает специалистов по специальности юриспруденция, при этом он нацелен на подготовку кадров именно для органов внутренних дел. Проводиться также обучение уже действующих сотрудников органов внутренних дел.
В чем отличия университета от академии и института
- Масштабы: университет является самым крупным образовательным учреждением по сравнению с институтом и академией
- Выпускники университетов и академий имеют право заниматься научной деятельностью, институтов – нет.
- По общему правилу в рамках университетов и академий ведется научная деятельность, в рамках институтов – нет.
- У университетов самые высокие требования к профессорско-преподавательскому составу.
- Университет универсален, очень часть университет заключает в себе огромное количество факультетов и специальностей. В академиях обычно всего один факультет, в институтах – одна специальность.
- Университеты в большей мере ввиду большого количества студентов включают в себя несколько зданий, институты и академии чаще всего располагаются в одном здании.
- В университетах самое наибольшее количество студентов. Академии и институты уступают по масштабам количества выпускников.
vchemraznica.ru
Пример структуры высшего учебного заведения.
На данный момент типовая структура университета БОНЧБРУЕВИЧА на примере состоит из :
• Ученого совета Университета
• Попечительского совета
• Ректора Университета
• Первого проректора — проректора по учебной работе
• Проректора по научной работе
• Проректора по воспитательной работе и международному сотрудничеству
• Проректора по экономике и развитию
• Проректора по капитальному строительству и инфраструктурному развитию
• Проректора по безопасности
• Проректора по информатизации
• Проректора по административно-хозяйственной деятельности
Рассмотрим подробнее каждый из этих пунктов:
Ученый совет университета.
Постоянно действующий выборный представительный орган вуза, научно-исследовательской организации или объединения ученых, занимающийся решением стратегических вопросов развития вуза, организации, территории, на которой он представлен. Формирование учёного совета для государственных высших учебных заведений является обязательным. Срок полномочий учёного совета не может превышать 5 лет. Досрочные выборы совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего учебного заведения. Учебный совет в свою очередь тоже обладает некоторой структурой, так в составе учебного совета университета находятся:
• Президиум Ученого совета
• Учебно-методическая комиссия Ученого совета
• Научно-техническая комиссия Ученого совета
• Бюджетно-финансовая комиссия Ученого совета
• Редакционная комиссия Ученого совета
Попечительский совет
Попечительский совет является некоммерческой добровольной общественной организацией, создание которой преследует цели поддержки университета в его функционировании и развитии, а также в координации его деятельности с запросами общества. В состав Попечительского совета могут быть включены представители федеральных и местных органов исполнительной власти, предпринимательских, финансовых и научных кругов, общественных объединений и ассоциаций, предприятий, организаций и учреждений, независимо от формы собственности, в том числе зарубежных. Попечительский совет создает Фонд попечителей с целью оказания финансовой помощи университету в осуществлении его уставной деятельности, сохранении и развитии материально-технической базы. Деятельность фонда регулируется решениями Попечительского совета. Размер вступительного и целевых взносов членов попечительского совета определяется ежегодно на заседаниях. Попечительский совет возглавляется председателем, избираемым на первом заседании совета большинством голосов при открытом голосовании и утверждаемым решением ученого совета — сроком на 5 лет. На первом заседании совета открытым голосованием избирается заместитель председателя, а также назначается секретарь.
Ректор Университета
Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения ректорами назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции ректором называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»). Подконтрольно/приоритетными отраслями для Ректора являются
• Административно-кадровое управление
• Отдел кадров
• Студенческий отдел кадров
• Общий отдел
• Архив
• Управление безопасности и контроля
• Отдел контроля внутреннего порядка
• Отдел обслуживания технических средств
• Отдел анализа и расследования происшествий
• Отдел качества образования
• Управление маркетинга и рекламы
• Отдел рекламы
• PR-отдел
• Центр довузовской подготовки
• Подготовительные курсы
• Отдел по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
• Служба помощников ректората
• Группа технического обеспечения работы Ученого совета
• Группа технического обеспечения работы Попечительского совета
Первый проректор — проректор по учебной работе.
Проректор по учебной работе осуществляет контроль за организацией учебной и учебно-методической работы факультетов и кафедр. Координирует составление факультетами, кафедрами учебных планов, программ. Осуществляет контроль распределение учебной нагрузки для составления оптимальных штатов профессорско-преподавательского состава, организует подготовку специалистов. Организует проведение учебно-методических конференций и семинаров. Руководит организацией и проведением аттестаций, аккредитаций и лицензирования новых специальностей. Осуществляет контроль за работой учебного отдела. Обеспечивает своевременную подготовку приказов об утверждении составов государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий. Осуществляет координацию деятельности редакционно-издательского отдела, библиотечного совета, а также осуществляет контроль за деятельностью библиотеки. Руководит организацией работы Совета кафедр. Курирует вопросы предоставления студентам именных стипендий. Издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для сотрудников подразделений, подчиняющихся проректору по учебной работе. Разрабатывает программы по приглашению крупных ученых и ведущих специалистов для чтения лекций. Контролирует готовность учебно-методического комплекса и аудиторного фонда к новому учебному году. Организует просветительскую работу среди общественности, принимает участие в разработке и проведении рекламных кампаний посредством средств массовой информации, публикаций, проведения «Дней открытых дверей», пр.
А так же обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации по учебной работе. В подчинении у проректора находятся факультеты которые в свою очередь имеют в своем составе кафедры и совет факультета. Помимо факультетов так же существуют военные кафедры и центры дистанционного обучения которые так же находятся под контролем проректора по учебной работе.
Проректор по научной работе
Функции проректора по научно-исследовательской работе:
развитие научно-исследовательской деятельности университета, разработка и внедрение проекта стимулирования научной деятельности кафедр и научных школ; привлечение денежных средств на научные исследования и разработки, развитие научной лабораторной базы, расширение научных связей университета (включая международные), планирование и реализация спецпроектов (включая инвестиционные и инновационные).
• Департамент научных исследований и разработок
• Различные научно исследовательские лаборатории
• Управление организации научной работы и подготовки научных кадров
• Отдел организации научно-исследовательской работы и интеллектуальной собственности
• Отдел аспирантуры и докторантуры
• Отдел организации научной работы студентов
Остальные ректоры несколько выходят за рамки данной работы по скольку она сосредаточена на учебной работе и соотведственно рассматриваться не будут.
studfiles.net
в чем разница :: SYL.ru
Будущие абитуриенты очень часто сомневаются в выборе учебного заведения, поскольку не знают ответ на простой вопрос: чем отличается университет от института? Качество обучения и возможности дальнейшего трудоустройства после окончания этих двух видов вузов почти не отличаются, однако некоторые существенные различия все же существуют.
Детерминация понятия «университет»
Люди, которые собираются поступать в то или иное учебное заведение, должны знать, в чем заключается разница между институтом и университетом. Определение понятия «университет» дает именно отечественное законодательство. В нем закреплено, что под данным понятием нужно понимать высшее учебное заведение, где проводится подготовка специалистов и магистров из разных областей науки (не менее 7 дифференцированных отраслей). Обычно помимо достижения учебных целей университеты проводят научную работу, а потому оборудованы физическими, математическими, генетическими, лингвистическими и другими лабораториями. Также к специфическим признакам этого вида вузов можно отнести сочетание изучения гуманитарных и естественных наук.
Детерминация понятия «институт»
Институт — высшее учебное заведение, где проводится обучение и подготовка специалистов в одном определенном направлении. Обычно вектор работы института является достаточно широким и не ограничивается изучением, например, только одного иностранного языка (институт иностранных языков). Однако будущие абитуриенты должны установить для себя, чем отличается университет от института, поскольку от этого зависит вид полученного диплома, уровень учебной подготовки и возможность дальнейшей научной деятельности.
Институт не обязательно должен быть отдельным юридическим лицом. Он может быть подразделением университета, что на практике встречается довольно часто. Такое выделение направлено на то, чтобы студенты института могли углубленно изучать выбранный предмет без различных дополнительных дисциплин.
Однако для учебной программы такого учебного заведения свойственно упрощение. Оно проявляется в ослаблении уровня подготовки и возможностей развития в других областях науки.
Основные различия между университетом и институтом
К основным отличиям между университетом и институтом можно отнести:
1. Университет в буквальном смысле означает «универсальный», а институт — это узкопрофильное учебное заведение. Именно этот критерий является основным для получения ответа на вопрос о том, чем отличается университет от института.
2. Срок обучения в университете обычно составляет от 5 до 6 лет, в то время как в институте получить диплом специалиста возможно уже через 4 года обучения. Этот критерий нельзя считать исходным, однако он показывает уровень учебной подготовки в двух сравниваемых учреждениях.
3. Уровень подготовки. Многих будущих студентов интересует, насколько глубоко и профессионально будет происходить подготовка одинаковых дисциплин, которые предлагает институт и университет. Разница в данном случае существует, но не колоссальная. Это обусловлено престижностью, статусом и повышенными финансированием деятельности университета.
4. Количество дисциплин. Университет предлагает в одном направлении от 5 до 17 дисциплин, а институт — около 3-8. Этот критерий напрямую зависит от вида и суммы финансирования учебного заведения. Почти все московские институты и университеты предлагают обширное количество направлений исследования гуманитарных и естественно-математических наук.
Разница между университетом и институтом: критерии преподавательского состава
Для того чтобы учебное заведение могло признаваться университетом, большинство преподавателей должны иметь высокую ученую степень, а именно:
- 60% преподавателей должны обладать ученой степенью «доцент» и выше. Для получения статуса института необходимо 55% лекторов с ученой степенью.
- На каждые 100 студентов университета должно приходиться четыре аспиранта (институт должен выполнять данные требования с соотношением 100:2).
- Дополнительное требование для получения статуса университета — это защита исследовательских проектов минимум четырьмя аспирантами в год.
- Факультеты университетов, как правило, имеют большее количество кафедр чем институты.
Отличие между университетом и институтом: соотношение практической и теоретической основы
Университеты делают упор именно на изучение теории, что создает надежный фундамент для дальнейшего развития и совершенствования абитуриентов. Практические занятия в данном учебном заведении составляют всего лишь около 20-25% учебного времени. Студенты университета имеют возможность изучать не только профильные дисциплины, но и предметы смежных отраслей.
Почти все институты направляют свою деятельность именно на овладение навыками, оставляя для теории всего лишь 30-40% учебной программы. Поэтому студенты большую часть времени обсуждают конкретные жизненные случаи, работают в лабораториях, выполняя дополнительные самостоятельные задачи.
Такая система работы института является скорее плюсом, чем минусом, поскольку студенты сразу же после окончания учебного заведения могут приступать к работе, поскольку имеют развитые практические навыки. Адаптация к рабочему месту происходит быстро, а выполнение трудовых обязанностей не требует прохождения дополнительной стажировки или перепрофилирования.
Отличие между университетами и институтами: структура
Традиционным можно считать разделение университета на факультеты (7 и более разнопрофильных), а последних — на кафедры. Возглавляет университет ректор, который имеет двух или более заместителей (один руководит учебной работой, а второй — воспитательной и организационной деятельностью). Факультеты возглавляют деканы, а отдельные кафедры — заведующие, имеющие соответствующие специализации.
Структура института является более простой, поскольку возглавляет его директор, который может иметь одного и более заместителей. Отдельные факультеты могут возглавлять деканы или руководители с соответствующими специализациями.
Изложенные выше различия между университетами и институтами — это великолепное руководство по выбору учебного заведения, которое будет соответствовать всем вашим пожеланиям и нужным критериям. Этот вопрос является действительно важным не только для будущих абитуриентов, но и для научного и административного персонала. Нужно отметить, что наиболее подробную информацию об этих различиях можно найти в действующем отечественном законодательстве. Именно его тщательное исследование поможет дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается университет от института.
www.syl.ru